Мусорная реформа и ее проблемы
31.07.2020Более пяти лет назад российское законодательство позаимствовало институт РОП, стремясь приблизиться к стандартам большинства стран в области обращения с отходами. Данное нововведение предполагало возлагать на производителей и предприятия-импортеры обязанность заниматься утилизацией выпускаемых товаров и тары. Однако существующая ситуация показала, что до конца институт РОП так и не реализовался.
В России нет четкого разделения в момент образования отходов у конечного потребителя на неперерабатываемые и перерабатываемые. А именно раздельный тип сбора мусора становится основным элементом всей системы РОП и помогает корректно распределять ТКО по каналам утилизации. В Германии, откуда и взяли образец института, это разделение ведется еще на уровне домохозяйств — используются специальные мусорные контейнеры, есть операторы, специализирующиеся на рызных типах отходов, а неперерабатываемые ТКО становятся ответственностью муниципалитетов.
В России проводится сортировка общей массы отходов домохозяйств, и занимаются этим региональные операторы. Далеко не все потребители могут и желают собирать и сдавать на переработку отдельные фракции. Сделаны только первые шаги к введению раздельного сбора. Существует и дорожная карта, однако пока прогресс в сфере не велик.
Существует также экосбор, который в идеале должен стремиться к нулю, но по факту становится обязательным платежом, собираемость которого в бюджет постоянно стремятся увеличить, что противоречит его сути.
Самой главной проблемой на сегодняшний день становится отсутствие должного внимания к основополагающим звеньям системы РОП, а это раздельный сбор, конкуренция в сфере обращения с отходами, разделению потоков денежных средств.